Кстати, да!

Короткие полезные советы,
основанные на личном жизненном опыте,
иногда печальном.

Войдите

или зарегистрируйтесь!

Это вам пригодится, когда вы решите поделиться с нами советом, проголосовать за совет или оставить комментарий. И заодно пропадёт этот надоедливый текст!

Например, погода
1

Велосипедист, помни! Задний тормоз — чтобы сбавить скорость, передний — для полной остановки. Оба — для экстремального торможения. +11+17/-6, 176 прочитавших

Из-за гироскопического эффекта колеса и инерции при торможении смещается центр тяжести. При торможении задним колесом он все еще остается "внутри велосипеда", а при торможении передним — смещается сильно вперед. Да и обычно передний настраивают так, чтобы он был мощнее, чем задний.

Код для вставки в блог Ой, нет, я лучше руками
×

Получится вот так
...

Написал NelSon очень давно, 1 августа 2011 в 20:31

Комментарии (40)

  1.   5
    Поставил Crescendo 1 августа 2011 в 20:37¤
  2.   5
    Поставил Crescendo 1 августа 2011 в 20:37¤
  3.   2

    Помню помню, всё правильно сказал ))
    Но сам всегда снимаю передний тормоз сразу.

    Написал DonKihot 1 августа 2011 в 20:38¤
  4.   1

    DonKihot, почему же? Неужели BMX-ер?)

    Написал NelSon 1 августа 2011 в 20:40¤
  5.   2

    NelSon, начинающий))

    Написал DonKihot 1 августа 2011 в 20:51¤
  6.   1

    DonKihot, удачи в этом нелегком деле, я вот недавно начал XC(Cross-Country) осваивать.)

    Написал NelSon 1 августа 2011 в 21:00¤
  7.   2

    Было бы здорово, если бы вы ещё и пояснили, почему именно так. А то не слишком информативно

    Написал Vinart 1 августа 2011 в 20:46¤
  8.   5

    Vinart, потому что физика)
    тормозишь заднее колесо- переднее обладает инерциальной скоростью, но затухающей, следовательно, скорость сбрасывается, но движение продолжается.
    Тормозишь переднее колесо- т.к. оно ведомое, движение резко прекращается! однако, заднее колесо по той же инерции продолжает движение. При больших скоростях сложно удержать транспорт,это черевато кувырком через руль.
    Поэтому я всегда притормаживаю двумя колесами. Неправильным это не считаю! Наоборот, всем рекомендую делать именно так, ибо безопаснее.

    Написал Enterprise 1 августа 2011 в 20:57¤
  9.   1

    Enterprise, не критикуя ни вас, ни автора совета, всё же попросил бы ссылку на максимально подробне описание процесса торможения обоими тормозами с точки зрения физики (ну там, с векторами сил и прочим «матаном»). Потому как я искренне не понимаю, какая разница между передним и задним тормозом, если нет блокировки колёс и руль в процессе торможения не поворачивается.
    Так что было бы очень интересно почитать для общего развития=)

    Написал kinall 1 августа 2011 в 22:06¤
  10.   2

    kinall, разница чувствуется после многих нескольких падений. Без всяких физико-матанов :)
    Но, чувствую, я влез не в свою дискуссию.

    Написал DonKihot 1 августа 2011 в 22:16¤
  11.   0

    kinall, вот, например. А на самом деле, вся физика прочувствуется, когда на скорости под 40 заблокировать колесо тормозом. В особенности, дисковым.

    Написал NelSon 1 августа 2011 в 23:05¤
  12.   1

    DonKihot, а я как раз «матан» и прошу. Мне, как инженеру, положено=)
    NelSon, прочёл. Но это же про собственно торможение, то есть отрицательное ускорение. И ни слова о разнице между передним и задним тормозами. И я ведь специально уточнил: если нет блокировки колёс.

    Написал kinall 1 августа 2011 в 23:23¤
  13.   6

    Vinart, Оба тормоза ставят велик колом, сразу. Минимум юза. Очень помогает при экстренном торможении, к примеру, когда зачитаешься Forbes за рулём, а хоп — и уже стена.
    Передний тормоз сам по себе, считаю, вообще не нужно использовать, только вкупе с задним. На большой скорости если резко тормознуть, то перелетишь через руль и потеряешь здоровье… и журнал.
    Самое то, это задний тормоз. И скинуть скорость можно и вообще тормознуть, но есть риск заноса и, как следствие, падения набок. Но это от неопытности.
    Тем не менее, это лишь мои предпочтения, и в общем случае Автор очень даже прав :)

    Написал DonKihot 1 августа 2011 в 20:58¤
  14.   5

    DonKihot, мне вообще сразу про передний сказали "вот эту ручку бля вообще не трогай забудь что она есть а то улетишь он не нужен".

    Написала jashen 2 августа 2011 в 14:41¤
  15.   -2

    Совет вызывает у меня подозрения. Я умею ехать на велосипеде, прямо, недолго. Я вообще понятия не имею, что еще и какой-то задний тормоз существует. Совет явно адресован не мне. Кто носит это гордое звание "велосипедист", зная, где задний, где передний тормоза, тот и без вашего совета явно это давно запомнил.

    Написала Snarski 1 августа 2011 в 23:20¤
  16.   4

    Snarski, большинство велосипедов оборудованы двумя ручками. Это и есть тормоза. Еще ребенком с первым велосипедом человек понимает, что если дернуть за одну, то заднее колесо начнет вращаться медленнее и скрипеть, аналогично за другую.
    Да и к тому же начинающие часто даже без повода выжимают тормоза до упора и летают через руль, ругая велосипед.

    Написал NelSon 1 августа 2011 в 23:32¤
  17.   2

    Snarski, не скажите. Мне, когда я даю свои велики покататься (не все велики, конечно), приходится долго объяснять эту разницу, так как многие её не понимают. И, уверен, этим спасаю людей от травм.

    Написал DonKihot 1 августа 2011 в 23:33¤
  18.   -4
    Написал Collob 2 августа 2011 в 01:37¤
  19.   2

    По возможности следует всегда использовать оба тормоза, причём больше задействовать задний.
    Из инструкции к велосипеду:

    If your bicycle has two brakes, apply the two brakes at the same time. Over-use or incorrect use of a front-wheel brake could cause the rear wheel to lift from the ground which could decrease your control (Figure 11).

    На рисунке 11 приводится весьма наглядная схема злоупотребления передним тормозом…

    В совете же говорится о том, что оба тормоза одновременно нужно использовать лишь в экстренных случаях. Получается, что передний автор советует использовать без заднего? Этого делать не стоит.

    Написал Stormmaster 2 августа 2011 в 02:38¤
  20.   4

    Автор, поясни, причем тут гироскопический эффект?

    Написал 33963 2 августа 2011 в 08:06¤
  21.   2

    Ой-ой-ой! Я прошу прощения, но от появившегося пояснения к совету, как говорят на Лурке, «физики плачут». Смещение центра тяжести за пределы системы «человек-велосипед» вообще невозможно, а смещение его по горизонтали за пределы велосипеда приведёт к немедленному опрокидыванию.

    PS Я верю в истинность совета, но очень интересна физика процесса. Что эмпирически эти выводы подтверждены поколениями велосипедистов, тоже понимаю и под сомнение их опыт не ставлю)

    Написал kinall 2 августа 2011 в 11:52¤
  22.   0

    kinall, Тут достаточно всего лишь двух терминов: ось вращения и момент. По хорошему это должно изучаться еще в школе. На практике доходит до мозга и укрепляется в нем только в техникумах и вузах технической направленности.

    Написал Yurii 2 августа 2011 в 12:55¤
  23.   0

    Yurii, достаточно для чего? %) Я уже совсем ничего не понимаю :( Хотя и окончил вуз самой что ни на есть технической направленности)

    Написал kinall 2 августа 2011 в 13:01¤
  24.   0

    kinall, значит, я ошибся. Укрепляется, похоже, далеко не у всех. Итак, по порядку. При торможении передним колесом резко возрастает сила трения с землей, таким образом точка соприкосновения переднего колеса с землей превращается в ось вращения всей конструкции. При этом момент импульса получается (обычно) в пользу встречи велосипедиста с землей. При тормочении же задним колесом он весь спокойно гасится передним.

    Написал Yurii 2 августа 2011 в 13:19¤
  25.   0

    Yurii, с самого начала речь идёт о торможении _без блокировки колёс_, то есть без юза. А в этом случае оба колеса продолжают катиться по земле.

    Написал kinall 2 августа 2011 в 13:37¤
  26.   0

    kinall, момент всё же появляется. Не настолько ощутимый как при полной блокировке, но есть (движущаяся ось вращения в точке соприкосновения присутствует всегда при наличии избыточной силы трения (отрицательное ускорение)). Точно также можно опрокинуться при хорошем старте (механизм аналогичный). Или я что-то пропустил и где-то появились супервелосипеды с супервелосипедистами с нулевой массой (и, соответственно, нулевой инерцией)?

    Оффтоп: кто мне объяснит, как я смог попутать "ч" и "ж" в предыдущем посте или как редактировать 15 минут спустя?

    Написал Yurii 2 августа 2011 в 14:05¤
  27.   1

    Yurii, рассматривается следующая ситуация: оба колеса вращаются, оба колеса соприкасаются с землёй, руль строго прямо.
    Теперь как я понимаю процесс торможения. К центру тяжести системы человек-велосипед приложены две силы: сила тяжести (вниз) и сила инерции (вперёд). Если направление их равнодействующей пересекается с поверхностью земли между точками касания колёс и земли, то положение устойчиво и велосипедист спокойно останавливается (равнодействующая просто прижимает его к земле). В противном случае возможен отрыв заднего колеса от земли и падение велосипедиста.
    И вот я не вижу, где в этом рассуждении пропущена разница торможения задним и передним тормозом.

    Написал kinall 2 августа 2011 в 14:18¤
  28.   1

    kinall, сила тяжести — правильно, так называемая "сила инерции" — всё же сила трения переднего колеса об землю (тормоз трется о колесо, колесо в свою очередь о землю). Задняя часть же ничем не тормозится и сохраняет изначальный импульс, который выталкивает всю жесткую конструкцию на вращательную траекторию. При торможении задним колесом конструкция пытается затолкнуть переднее колесо вниз. Однако этому противостоит Земля (и вполне удачно, хочу заметить). Так что как и в анекдоте о Василий Иваныче и Петьке тут "есть один ньюанс".

    Тут лучше вам будет открыть вики и прочитать про силы, моменты и др. подобную ерунду. А то сила инерции — это уже ни в какие рамки не лезет, честное слово.

    Написал Yurii 2 августа 2011 в 14:46¤
  29.   0

    Yurii, а-а, то есть вся загвоздка не в замедлении самом по себе, а в механизме его реализации. Теперь понял, спасибо!

    Вот это бы объяснение вставить в описание совета. А то сейчас там несколько, кхм, ненаучные рассуждения)

    Написал kinall 2 августа 2011 в 14:53¤
  30.   3

    Yurii, а ещё велосипедист — это не жёсткая система, а четыре разных человека два совершенно разных объекта, так что система сил и взаимодействий там намного сложнее описанной в статье. Тормоз действует на обод (ступицу) колеса, торможение осуществляется в месте контакта с землёй (тут приложена сила торможения), инерция действует на центр тяжести человека И велосипеда, но человек может сместить центр тяжести системы, наклонившись (поддавшись инерции) к рулю, может, наоборот, выпрямить руки, сместив ЦТ назад (или вверх)…

    Гораздо проще объяснить так, что "будешь тормозить передним колесом — перекинешься через руль. Тормози задним, передний — только для дотормаживания". Без физики оно для жирных мителей гораздо понятнее.

    Написал Soli 3 августа 2011 в 00:08¤
  31.   1

    Soli, проще, не спорю. Но тут человек интересовался именно физикой. Неопытный ездок при таком торможении превращается в желеобразную массу, аккуратно прилипшую к седлу, и всю конструкцию с некоторым допущением вполне возможно признать относительно жёсткой.

    Написал Yurii 3 августа 2011 в 06:30¤
  32.   1

    Yurii, прощенья просим, опять я, не прочитав, излажал всё своими словами.

    Написал Soli 7 августа 2011 в 15:59¤
  33.   0

    Yurii, сила инерции — это эйлерова сила инерции, возникающая при движении в неинерциальной системе отсчёта (система отсчёта, привязанная к велосипедисту, при торможении последнего становится сильно неинерциальной). kinall всё правильно написал. Теперь о разнице между торможением передним и задним тормозом. Из-за смещения той самой равнодействующей нагрузка на переднее колесо возрастает, а на заднее уменьшается (попробуйте, например, взять доску с одной стороны ближе к центру тяжести, а с другой ближе к краю). И как следствие, аналогично изменяется максимально допустимая сила трения/торможения на каждом колесе (сила трения есть произведение коэффициента силы трения на реакцию опоры, реакция опоры напрямую зависит от нагрузки).
    Теперь смотрите — если вы тормозите задним тормозом, то чем сильнее торможение, тем больше сила инерции, тем ближе равнодействующая к точке касания переднего колеса с землёй и тем меньше максимально допустимая сила торможения (в пределе она вообще была бы равна нулю в момент начала отрыва заднего колеса от поверхности). Таким образом при заднем торможении у нас возникает отрицательная обратная связь между силой торможения и максимально допустимой силой торможения. Т.е. система стабилизируется, а одним задним тормозом невозможно обеспечить ускорение торможения выше некоторого порога (при условии неизменности положения центра масс).
    А вот при переднем торможении у нас возникает положительная обратная связь между ними — нагрузка на переднее колесо возрастает, максимально допустимая сила трения тоже, что позволяет ещё сильнее увеличить силу инерции, вплоть до опрокидывания.
    Теперь по поводу силы трения/торможения. Пока колесо крутится, мы находимся во власти силы трения покоя (в пятне контакта шина неподвижна относительно земли). Мы можем произвольно изменять силу торможения до тех пор, пока не превысим эту самую силу трения покоя (именно это я имел в виду под максимальной силой торможения), не забывая при этом, что эта сила зависит от нагрузки. А вот после превышения этого порога колесо блокируется и мы вступаем во власть силы трения скольжения (в пятне контакта шина движется относительно земли). А коэффициент силы трения скольжения ниже коэффициента силы трения покоя для одних и тех же соприкасающихся веществ (хотя обычно ненамного). И если мы при заднем торможении превысим максимальную силу торможения покоя, то новая максимальная сила торможения (скольжения) станет ещё ниже, что ещё дальше отбросит точку равновесия равнодействующей от переднего колеса. Юз будет, а через руль всё равно не перелететь :)
    Небольшие дополнения.
    1) Эти выкладки для сухого асфальта. В случае скользкой поверхности возможна ситуация, когда максимальная сила торможения даже на переднем колесе не позволит перекинуть равнодействующую через переднюю точку контакта, т.е. переднее колесо раньше в юз уйдёт. Впрочем, рассчитывать на это и жать передний тормоз до упора на мокром асфальте не стоит, сцепления вполне может и хватить :)
    2) Интересный вывод — если бы центр масс находился ниже точек контакта, то ситуация была бы обратной (относительно). Представьте себе тележку, подвешенную на рельсах. Передним тормозом достигалась бы только равновесная сила торможения, а вот с помощью заднего стало бы возможным оторвать передние колёса от рельсов.

    Написал yum 21 апреля 2014 в 00:08¤
  34.   5

    Велосипедист! Сначала сбавляй скорость задним тормозом, затем дотормаживай передним.

    Если понадобилось экстренно затормозить — дави на оба тормоза (на передний так, чтобы не заблокировать колесо).

    Одним передним на большой скорости не пользуйся, иначе можно сделать красивое сальто для Youtube.

    Гироскоп тут ни при чём, точнее, не играет при торможении важной роли.

    Блокировка заднего колеса на большой скорости может привести к заносу, но это корректируется отпусканием тормоза. Правда, если занос был уже большой (велик стоит поперёк дороги), то отпускание тормоза может привести к непредсказуемому эффекту — седока натурально катапультирует из седла в сторону заноса. Так что лучше подключайте передний тормоз и падайте на бок. Опытные могут в управляемом заносе поставить велик поперёк дороги и остаться в седле. Наденьте защитные приспособления и тренируйтесь на здоровье.

    А так — кривовато написанный верный совет.

    Написал Soli 3 августа 2011 в 00:01¤
  35.   2

    Торможение, дотормаживание… прям трамвай какой-то, а не велосипед.
    У меня на "Урале" один задний, и про то, что передний тоже было бы неплохо иметь, я вспоминаю только в моменты экстренного торможения.

    Написал omich1990 31 октября 2011 в 20:01¤
  36.   -1

    Совет верен, но не для любых ситуаций. Мой опыт говорит — если вы начинаете ездить на скорости выше 30 км/ч на регулярной основе, то стоит тормозить только передним тормозом. Задний привлекать лишь при неисправности переднего.
    Поясню. В отличие от переднего, у заднего тормоза есть определённый лимит на ускорение торможения (физика процесса здесь). Т.е. передний тормоз принципиально эффективнее заднего. И вот когда вам понадобится резко затормозить (как известно, такая нужда всегда возникает внезапно), вам потребуется навык торможения передним тормозом без опрокидывания. А такой навык нарабатывается практикой. Не стоит тешить себя иллюзиями — вот сейчас я буду спокойно тормозить задним, а в эктренной ситуации заюзаю передний. В экстренной ситуации вы скорее всего будете действовать на рефлексах. Поэтому стоит их постоянно нарабатывать в спокойной обстановке.
    Причём я не просто для гиперболизации написал слово только, задний тормоз лучше вообще не трогать. Дело в том, что максимально эффективное торможение у вас будет в тот момент, когда заднее колесо будет вот-вот отрываться от земли. Нагрузка на него в этой ситуации станет нулевой, и любое приложенное к тормозной ручке усилие приведёт к юзу заднего колеса. Мало того, что вы сейчас решаете проблему, как бы поэффективнее затормозить, так вам ещё и головная боль по выравниванию заноса добавится. Нужна она вам? А если торможение не максимально эффективное и нагрузка на заднее колесо ненулевая, то при необходимости увеличения эффективности можно сильнее зажать передний тормоз.
    Конечно, при дожде возможна ситуация, когда любого усилия на переднем тормозе будет недостаточно для переворота — тогда нагрузка на заднее колесо никак не сможет уменьшиться до нуля. В этом случае использование заднего тормоза будет иметь смысл. Но при дожде и так стоит ехать медленно и тормозить плавно :)

    Написал yum 21 апреля 2014 в 00:53¤
  37.   0

    Я думаю, целесообразно всегда тормозить обоими тормозами, в этом случае износ тормозных колодок будет равномерным. При экстренном торможении у вас не будет времени дозировать тормозное усилие на задний тормоз, поэтому имеет смысл ослабить правую тормозную рукоятку что бы избежать его блокировки при нежданчиках.

    Написал(а) kwaka 9 декабря 2015 в 04:33¤
  38.   0

    Велосипедист, помни! Ты не должен ехать по плитвуару! Он для пешеходов! Ехай по проезжей части, где ты будешь благополучно сбиваем всяким Камазом.

    Написал(а) bm_s 11 декабря 2015 в 14:23¤
  39.   0

    Велосипедист, читай ПДД сам и не слушай людей не читавших книгу сию!

    Написал Tosser 13 декабря 2015 в 11:05¤
  40.   0

    Велосипедист, слушай меня!

    Написал(а) bm_s 14 декабря 2015 в 13:00¤
  41.   0

    Касательно физики. Маловероятно, что вас перевернет через руль, если даже заблокировать переднее просто на ровной дороге без горок и не стараться перевернуться или встать на стоппи специально и не вынося вес вперёд и вверх.

    Но велосипед — не жесткая связь переднего и заднего колеса. Даже когда вы слегка тормозите передним (относительно заднего) на велосипед действует сжимающая сила. Попробуйте взять велосипед за колеса и потянуть их друг на друга. Руль постарается вывернуться на 180 градусов. Когда же вы тормозите задним (относительно переднего) велосипед наоборот вытягивает в струну. В результате чем сильнее вы тормозите передним тем сложнее держать руль, но реально это мешает только в повороте, т.к. при езде по прямой система в состоянии неустойчивого, но равновесия и на удержание руля нужны ничтожные усилия. А вот при повороте и торможения усилия могут резко стать непривычными со всеми вытекающеми и вылетающими.

    Пока вы тормозите одинаково сильно обоими тормозами разницы вообще то и нет, но не спрашивайте как оценить на глаз "одинаково сильно".

    Написал Tosser 13 декабря 2015 в 11:17¤
  42.   0

    А ещё скажу, что передний тормоз гораздо эффективнее.

    Написал Kulibin 18 декабря 2015 в 11:05¤

Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии.
Хотите зарегистрироваться? ?